Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 13 октября 2016 г. N 03-04-06/59816 Об исполнении организацией обязанностей налогового агента в отношении доходов физических лиц при проведении процедуры банкротства

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 13 октября 2016 г. N 03-04-06/59816



Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу исполнения организацией обязанностей налогового агента в отношении доходов физических лиц при проведении процедуры банкротства и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Кодекс не содержит специальных норм, регулирующих порядок уплаты налогоплательщиком, а также удержания и перечисления налога на доходы физических лиц налоговым агентом при процедуре банкротства налогоплательщика, являющегося физическим лицом.

Вместе с тем согласно пункту 1 статьи 213.11 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) с даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введения реструктуризации его долгов вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных данной статьёй.

Абзацем пятым статьи 2 Федерального закона N 127-ФЗ установлено, что к обязательным платежам относятся, в том числе налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации.

Учитывая изложенное, Федеральным законом N 127-ФЗ предусмотрен мораторий на удовлетворение требований кредиторов об уплате налогов и сборов при банкротстве налогоплательщика, являющегося физическим лицом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Кодекса налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Пунктом 4 статьи 24 Кодекса предусмотрено перечисление налоговыми агентами удержанных налогов в порядке, предусмотренном Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.

Таким образом, учитывая, что обязанность налогового агента по удержанию и перечислению налогов является производной от обязанности налогоплательщика по уплате налогов, полагаем, что мораторий на уплату налогов, предусмотренный Федеральным законом N 127-ФЗ, распространяется как на налогоплательщиков, так и на налоговых агентов, обязанных исчислить и перечислить в бюджет за налогоплательщика соответствующую сумму налога.

При этом согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 24 Кодекса налоговые агенты обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учёта о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного мясяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах.

Исходя из изложенного, полагаем, что при введении указанного моратория налоговый агент обязан сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержания соответствующей суммы налога.

В отношении налоговых обязательств, возникших у налогоплательщика после даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом, организация - налоговый агент обязана исполнять свои обязанности по исчислению, удержанию и перечислению сумм налога в бюджет в общем порядке в соответствии с положениями Кодекса.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

 

 

Директор Департамента

А.В. Сазанов