По вопросу реализации пункта 2 статьи 3

Федерального закона от 28.12.2010 №429-ФЗ

 

Абзац 2 части 7 статьи 110 и пункт 3 статьи 111 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» «Продажа предприятия должника» предусматривает, что торги по продаже предприятия проводятся в электронной форме.

Пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2010 №429-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и признании утратившими силу частей 18, 19 и 21 статьи 4 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" устанавливает, что абзац второй пункта 7 статьи 110[1] и пункт 3 статьи 111[2] Федерального закона N 127-ФЗ  не применяются к отношениям по продаже предприятия или части имущества должника на открытых торгах, если сообщение о продаже предприятия или части имущества должника опубликовано в порядке, установленном статьей 28 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", до 01 октября 2011 года.

Положения, предусматривающие проведение закрытых торгов в электронной форме, согласно пункта 1 указанной статьи, не применяются до 01 октября 2011 года.

В то же время, анализ норм Федерального закона №127-ФЗ показывает, что проведение в неэлектронной форме торгов по продаже предприятия (имущества) должника в обязательном порядке предусматривает необходимость привлечения оператора электронной площадки и использования возможностей, предоставляемых электронной площадкой.

В первую очередь эта необходимость обусловлена нормой последнего абзаца части 10 статьи 110, которая устанавливает, что проект договора купли-продажи предприятия и подписанный электронной цифровой подписью организатора торгов договор о задатке подлежат размещению на электронной площадке и включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве без опубликования в официальном издании.

Таким образом, указанная норма создает необходимость заключения договора между организатором торгов и оператором электронной площадки на оказание таких услуг в целях реализации требований Закона.

Часть 11 статьи 110 предусматривает, что заявка на участие в торгах должна соответствовать требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов, и оформляется в форме электронного документа. Кроме того, документы, прилагаемые к заявке, представляются в форме электронных документов, подписанных электронной цифровой подписью заявителя.

Организатор торгов обязан обеспечить конфиденциальность сведений и предложений, содержащихся в представленных заявках на участие в торгах, или предложений о цене предприятия до начала торгов либо до момента открытия доступа к представленным в форме электронных документов заявкам на участие в торгах.

Часть 14 статьи 110 в числе прочих устанавливает обязанность организатора торгов обеспечить:

·        возможность представления заявки на участие в торгах и прилагаемых к ней документов, их копий в форме электронных документов;

·        хранение и обработку в электронной форме заявок на участие в торгах и иных документов, представляемых заявителями, с использованием сертифицированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке средств криптографической защиты информации;

·        защиту информации (заявок на участие в торгах и иных документов), представляемой заявителями, в том числе сохранность этой информации, предупреждение уничтожения информации, ее несанкционированного изменения и копирования;

·        создание, обработку, хранение и представление в электронной форме информации и документов, в том числе протоколов комиссии о результатах проведения торгов;

·        бесперебойное функционирование таких систем и доступ к ним пользователей, в том числе заявителей, в течение всего срока проведения торгов.

Реализация указанных положений требует от организатора торгов обеспечения выполнения требований, предусмотренных Федеральными законами №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях», Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года №319 «Об утверждении положения о Федеральном агентстве по информационным технологиям», приказами Минэкономразвития России от 18.12.2009 №534 и от 14.5.2009 №180, в том числе  организации электронного документооборота, установления и обеспечения выполнения требований, предъявляемых к электронному документообороту, к средствам применения ЭЦП, порядку формирования и проверки ЭЦП, обеспечения условий равнозначности ЭЦП собственноручной подписи, требований к реализации криптографических стандартов, применяемых для создания и (или) проверки ЭЦП, требований к сертификации средств криптографической защиты информации и других требований к алгоритмам, сертификатам открытых ключей и поддерживающим форматам криптографических сообщений, к составу средств ЭЦП, к реализуемым функциям и среде функционирования средств ЭЦП.

Кроме того, подтверждение регистрации представленной заявки на участие в торгах также направляется заявителю в форме электронного документа в день регистрации такой заявки, а также, согласно части 15 статьи 110, организатор торгов уведомляет всех участников торгов о результатах проведения торгов посредством направления им протокола о результатах торгов в форме электронного документа не позднее рабочего дня, следующего после дня подписания такого протокола, на адрес электронной почты, указанный в заявке на участие в торгах.

Для реализации указанных выше требований от организатора торгов потребуется обеспечить сертификацию средств криптографической защиты информации в отношении документов, представляемых заявителями и хранящихся в электронной форме, наличие соответствующего разрешения (лицензии) на обработку сведений, в отношении которых требуется обеспечение их конфиденциальности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также обеспечить выполнение требований к электронным площадкам и операторам электронных площадок при проведении открытых торгов в электронной форме в части обеспечения функций по осуществлению приема заявок и документов, представленных в электронной форме, хранению содержащейся в них информации, представлению этой информации, в том числе размещению на электронной площадке информации, установленных Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2010 №54.

Таким образом, реализация указанных выше положений самостоятельно организатором торгов (арбитражным управляющим) при проведении торгов не в электронной форме по продаже имущества (предприятия) должника в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, практически невозможна. Это обуславливает необходимость привлечения оператора электронной площадки и использования возможностей электронной площадки для проведения торгов не в электронной форме, либо проведения таких торгов в электронной форме.

 



[1] Торги по продаже предприятия проводятся в электронной форме

 

[2] Продаже на торгах, проводимых в электронной форме, подлежат: недвижимое имущество; ценные бумаги; имущественные права; заложенное имущество; предметы, имеющие историческую или художественную ценность; вещь, рыночная стоимость которой превышает пятьсот тысяч рублей, в том числе неделимая вещь, сложная вещь, главная вещь и вещь, связанная с ней общим назначением (принадлежность).

Регулирующим органом могут быть определены иные виды имущества (в том числе имущественных прав), подлежащие обязательной продаже на торгах, проводимых в электронной форме.