ФНС России 06 мая 2019 года разместила на своем сайте информацию о начале реализации пилотного проекта по внесудебному обжалованию уполномоченным органом действий арбитражных управляющих.
Опубликованная ведомством дорожная карта предполагает, что жалобы ФНС России на действия (бездействия) арбитражных управляющих по вопросам, связанным с несоблюдением очередности, пропорциональности и своевременности погашения реестровой и текущей задолженности, необоснованностью расходов по делу о банкротстве и иным нарушениям, имеющим устранимый характер, будут рассматриваться соответствующими саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих. Кроме того, для этого до истечения срока исковой давности на обжалование действий управляющего в суд не должно быть менее 3-х месяцев, а процедура банкротства не должна быть завершена или прекращена.
Участие саморегулируемых организаций в проекте предполагается добровольным, на основании поданного в ФНС России письменного заявления о присоединении к дорожной карте. При этом уполномоченный орган вправе отказать в присоединении в случае наличия у членов СРО непокрытых убытков, причиненных в связи с исполнением полномочий арбитражного управляющего.
Срок рассмотрения жалобы в СРО может составлять не более 30 дней с момента получения жалобы, при этом представители ФНС должны быть извещены о предстоящем рассмотрении жалобы и наделяются правами участвовать в рассмотрении жалобы, представлять доказательства, знакомиться с делом.
В случае удовлетворения жалобы ущерб (нарушение) должен быть устранен управляющим в течение 5-ти дней с даты рассмотрения жалобы. По мотивированному ходатайству управляющего срок может быть продлен до 3-х месяцев. Неисполнение арбитражным управляющим решения об удовлетворении жалобы в добровольном порядке может повлечь за собой обращение уполномоченного органа в суд в предусмотренном Законом о банкротстве порядке, а также прекращение участия СРО в проекте.
В ФНС России рассчитывают, что реализация проекта позволит сократить количество судебных споров, снизить судебные и иные сопутствующие издержки службы, а также нагрузку судов, повысить эффективность взаимодействия с СРО, а также более оперативно устранять допущенные управляющими нарушения и возмещать причиненный ущерб.
Союз СРО «СЕМТЭК» в настоящее время рассматривает возможность присоединения к данному пилотному проекту. О принятом решении члены Союза будут уведомлены дополнительно.
 
Сергей Домнин, Союз СРО «СЕМТЭК»